Автомобиль для короля

 

Автомобиль для короля  

К истории знаменитой "Испано-Сюизы"



Ах, сегодня весна Боттичелли!
Вы во власти весеннего бриза;
Вас баюкает в мягкой качели
Голубая «Испано-Сюиза»...

Сверхпрестижная, роскошная, безумно дорогая.
  Триумф автомобилестроения...  то есть, во времена оные был триумф. 
А ныне – раритет из раритетов.
Увы, не сохранилось авто, баюкавшее несравненную Марлен Дитрих. И неизвестно, какая модель у неё была, и точно ли голубого цвета...
Впрочем, может быть, в романсе намек на другую актрису. Или  воспета не конкретная знаменитость, а...  скажем так: собирательный образ кино-дивы. И машина с «мягкой качелью» - тоже собирательный образ.
Вполне возможно, что Вертинского привлекло мелодичное  название, поэтому он усадил свою героиню не в "Русско-Балт", не в "Форд", не в "Ролс-Ройс " и не в "Мерседес"...
Нет, "Мерседес-Бенц"  тоже звучит неплохо... Но «Испано-Сюиза» так легко ложится в поэтическую строку!.. Что же означает это красивое название? Представьте, ничего особенного.  «Испанско-швейцарская», только и всего.
Почему у машины как бы «два гражданства»?
А вот:
означенный автомобиль изобретен швейцарцем Марком Биркигтом. Талантливый инженер начал свою карьеру в те времена, когда бензиновые двигатели еще не были популярны... Путь к успеху был трудным. Биркигт основал свою фирму, пытался наладить выпуск автомобилей на родине. Не удалось... Он перебрался в Испанию. Здесь ему повезло: созданные им машины понравились молодому королю Альфонсо XIII.
Его Величество интересовался техническими новинками, обожал автомобили, сам с удовольствием садился за руль и даже участвовал в гонках. Монарх первые увидел «Испано-Сюизу» на Мадридском автосалоне в 1905 году. Оценил машину по достоинству и купил себе фаэтон этой марки. В следующем году для испанского Королевского Двора были приобретены еще три «Испано-Сюизы». А потом ещё, ещё... Как говорится, «процесс пошёл». Специально для Его Королевского Величества был построен гоночный автомобиль. К названию этой машины (и всех моделей, выпущенных в последующие годы) прибавилось имя короля: «Испано-Сюиза Альфонсо XIII»


Первый вариант спортивного кабриолета «Испано-Сюиза Альфонсо XIII» (1912 год) назван в честь молодого испанского монарха
На фирму Биркигта снизошло королевское благоволение, ставшее залогом благополучия.
Изобретатель оправдал Высочайшее доверие.


Эта миниатюрная машина с кузовом «спидстер» тоже носила королевское имя.


Двухместный 65-сильный родстер «Испано-Сюиза Альфонсо»


Наиболее известный спортивный вариант автомобиля (1913 год)


Двухместный гоночный вариант автомобиля «Испано-Сюиза Альфонсо» развивал скорость до 150 км\час

... Но сегодня весна беспечальна,
Как и все Ваши кино-капризы.
И летит напряженно и дально
Голубая «Испано-Сюиза».

Замечательный автомобиль. Жаль, что сохранилось их совсем немного.

Иллюстрации из альбома:  Кочнев Е. Д.  Знаменитые автомобили. М, Издательство "За рулем", 1998